Путь к славе через «Ордалии», премьера спектакля Дмитрия Бикбаева

Lho2L3xysxkПремьера спектакля Дмитрия Бикбаева «Ордалии»

7 и 8 июня состоится премьера спектакля «Ордалии» режиссёра Дмитрия Бикбаева по пьесе Александра Звягинцева. Создатели обещают погрузить зрителя в гротескный и динамичный театральный перформанс, в котором есть место и для смеха, и для размышлений на темы, хорошо знакомые каждому из нас.

Режиссер спектакля Дмитрий Бикбаев, не новичок в театральном мире. Отдав более 12 лет службе в театре, в 2015 году выпустил громкую премьеру — авторский спектакль о балетном закулисье «Мне не больно», посвящённый памяти великих Российских деятелей искусства — композитора П.И.Чайковского и прима-балерины М.М.Плисецкой. Постановка была сверх позитивно встречена зрителями и попала в список номинантов национальной премии «Звезда Театрала» в двух категориях — как лучший спектакль большой формы и лучшая режиссерская работа. В конце 2016 года, спектакль «Мне не больно» был признан самым стильным спектаклем по версии The Best In Style Awards. «Ордалии» — шестая постановка режиссёра Бикбаева на театральной сцене столицы.

OKrq3x4KeEAНепривычное обывательскому уху название спектакля — «Ордалии» выбрано совсем неслучайно. Со слов автора пьесы, писателя Александра Звягинцева: «В архаическом праве Ордалии в широком смысле означают то же, что и «Божий суд», а в узком — суд огнём и водой. Нашему романтичному герою не грозят котлы с кипятком или раскаленное железо, его ждут иные испытания, не столько физические, сколько моральные и душевные, которые он должен вынести, не изменив своим идеалам и мечтам. Знаете, когда мир вокруг буквально толкает тебя – будь иным, как все, кем ты себя возомнил! – сохранить себя весьма непросто. Словом, нашего героя ждут ордалии нашего времени, так хорошо знакомые каждому зрителю».

В основе сюжета истории из жизни молодого романтика и страстного борца за справедливость Герарда Гонсо, в которых герой сталкивается с нравами провинциального городка, где царят свои порядки, скандалы, любовные интриги, бесконечное соперничество за «место под солнцем». Главные роли в спектакле исполняют — заслуженный артист России Олег Марусев, звезда сериалов «Физрука» и «Кадетства», актёр Артур Сопельник и актриса театра и кино, звезда сериала «Папины дочки» Мирослава Карпович.

К работе над постановкой Бикбаев привлёк трёхкратного номинанта «Золотой маски» художника по свету Тараса Михалевского, художника-постановщика, так же создавшую все костюмы, Евгению Шутина, хореографа-постановщика Сергея Захарина. За музыкальное оформление режиссер вновь отвечает самостоятельно, уверенно миксуя классику с церковными хоралами и современными электронными треками.

so-Uupaby-Y«Время работы над этим спектаклем я смело могу назвать наиболее счастливым в творческом плане для себя лично! Я не ошибся в команде, каждый участник процесса создания спектакля «Ордалии» выкладывался по полной, создавал и творчески пылал, от автора до художника по гриму и, конечно, артистами. Мы смеялись вместе с героями произведения над нашим совсем недавним общим прошлым, над теми коллизиями, которые присущи исключительно нашей ментальности. Всё, как и в жизни — суета наполненная смыслом!».

Творческой команде удалось создать органичное сосуществование новейших технологий – впервые на сцене Театра Луны Бикбаев применяет 3D-мэппинг, то есть видеопроекцию на объемные предметы – и задушевных песен о родной земле, исполненных хором под звуки природы, которые в реальном времени создают сами артисты.

Эпиграфом к спектаклю идут слова прокурора XIX в. А.Ф.Кони — «Только в творчестве есть радость. Все остальное прах и суета», как нельзя кстати отражащие как быстро проходящая, порой утомительная и неприглядная проза жизни вдруг превращается в бурное, смехотворящее театральное действо.

Премьерные показы спектакля пройдут на сцене Московского Театра Луны 7, 8, 22 и 23 июня, а так же 6 и 19 июля.

Интервью с создателями и актерами спектакля «Ордалии»

4wMQU0gmsNcДмитрий Бикбаев
Режиссер, актер театра и кино.
Режиссер-постановщик спектакля «Ордалии»

О чем спектакль «Ордалии»?

Это моя интерпретация произведения Александра Звягинцева, и я надеюсь, она понравится зрителю. Я рад, что с моим видением, моими решениями, в том числе жанровым, Александр Григорьевич согласился.
Несмотря на то, что это очень остросюжетно и динамично, мне хочется затронуть темы нашей национальной специфики, наших особенностей, нашего славянского отношения к действительности и друг к другу. Это 90-е и 2000-е годы, переломный момент в жизни нашего общества, и это как раз позволяет очень объемно рассуждать на обозначенные темы, искать в тех или иных материях. Потому как во время перемен всегда преобладают крайности. И это очень хорошо – и для меня, и для актеров, и для всей творческой команды.

Увидит ли зритель Дмитрия Бикбаева-актёра на театральной сцене в новой премьере?

Мне сейчас очень непросто совмещать свою исполнительскую деятельность с чем бы то ни было. Быть исполнителем – это определенный труд, вполне себе конкретная работа, она накладывает огромное количество обязательств. На данный момент у меня в приоритете режиссерские поиски, попытка найти себя, по-особенному интерпретировать то или иное произведение с помощью своих коллег-артистов, но при этом уже в ранге режиссера. Для меня это гораздо интереснее, чем все предыдущие мои творческие воплощения.

Вы сами подбираете музыку для своих спектаклей, выстаиваете световую партитуру и рисуете макет декораций. Какой процесс создания?

Режиссер в современном театре является основным зачинателем всех творческих решений, идей, концепций и так далее. Он организует вокруг себя работу всей творческой команды – от хореографа до художника по декорациям и костюму. Я считаю, что это не очень хорошо, когда режиссер сваливает на себя все, а потом – весь такой молодец, все придумал. Как правило, что-то обязательно пострадает, я точно это знаю. Если команда подобрана (а подобрать команду – это тоже талант режиссера!), то организовать ее и сделать так, чтобы все максимально творчески реализовались – вот задача режиссера. И вот это я как раз делаю, и делаю, как я надеюсь, успешно. Моя задача – собрать творческих людей, гораздо более профессиональных, чем я, но готовых вместе со мной создавать, работать на своем максимуме над моей задумкой, над моей творческой инициативой.

Как вы определяете жанр спектакля?

Я обозначаю это как театральный перформанс, своего рода абсурдистская комедия. Потому как, что есть вся наша жизнь? Комедия абсурда. События пьесы взяты из реальной жизни, и имена в ней очень говорящие – как у Чехова «лошадиная фамилия». Нашего главного героя зовут Герард Гонсо, это намёк на то, что он – парень непростой, он — «а-ля Чацкий», немного «лишний человек». И у него непримиримость со многими проявлениями нашего быта. Он приезжает в город Лихоманск и есть надежда, что он не убежит оттуда, а останется и попытается изменить этот мир к лучшему. Мы в этих героях себя узнаём. Мне хотелось, чтобы люди на спектакле всё время улыбались, иногда смеялись, иногда грустили, но всё равно с улыбкой на лице.

Вы довольны результатом?

Время работы над этим спектаклем я смело могу назвать наиболее счастливым в творческом плане для себя лично! Я не ошибся в команде, каждый участник процесса создания спектакля «Ордалии» выкладывался по полной, создавал и творчески пылал, от автора до художника по гриму и, конечно, артистами. Мы смеялись вместе с героями произведения над нашим совсем недавним общим прошлым, над теми коллизиями, которые присущи исключительно нашей ментальности. Всё, как и в жизни — суета наполненная смыслом!

Александр Звягинцев
Писатель, автор исторических исследований, отмеченный государственными наградами, орденом «За заслуги перед Отечеством», международными дипломами и премиями (Человек года-2016, за докфильм о Нюрнбергском процессе).

Автор пьесы «Ордалии»

Вы много пишете, почему для театральной постановки выбор пал на произведение «Куда смотрит прокурор»?

Дело в том, что это не совсем обычная для меня книга. Ее первое название – «Сомнительные удовольствия». Так что эта книга – веселая, озорная, зачастую с сугубо театральными положениями и ходами, репризами и, если хотите, даже балаганными моментами. Мне всегда казалось, что она так и просится на сцену, дает возможность создать драматическое действо веселое, терпкое, где-то грубоватое, даже буйное. Этакий бурлеск местами…

Какие у вас впечатления от работы с режиссером Дмитрием Бикбаевым? Все его постановки созданы в авангардном ключе, для вас это было намеренным выбором или экспериментом?

Для такой постановки Бикбаев с его поиском новых и не заезженных форм, согласитесь, весьма подходящий режиссер. К тому же он проявил редкостное в наше время желание услышать и понять автора, было стремление именно к совместной работе над спектаклем. И вообще работа с молодым режиссером, не скованным опробованными приемами, мне кажется, весьма плодотворное занятие. Бодрит, знаете.

Как родилось название спектакля «Ордалии», и действительно ли главному герою предстоит столкнуться с испытаниями на выживание?

Ну, для театра на Ордынке название, как представляется, весьма подходящее… Ордалии на Ордынке.. Шутка. Давайте напомним, что Ордалия в архаическом праве в широком смысле то же, что и «Божий суд», а в узком — суд огнём и водой. Нашему романтичному герою не грозят котлы с кипятком или раскаленное железо, его ждут иные испытания, не столько физические, сколько моральные и душевные, которые он должен вынести, не изменив своим идеалам и мечтам. Знаете, когда мир вокруг буквально толкает тебя – будь иным, как все, кем ты себя возомнил! – сохранить себя весьма непросто. Словом нашего героя ждут ордалии нашего времени, так хорошо знакомые каждому зрителю.

Аннотация спектакля сопровождена цитатой прокурора XIX в. А.Ф.Кони — «Только в творчестве есть радость. Все остальное прах и суета». Согласны ли вы с утверждением?

Кони был не только выдающимся российским юристом, но и хорошим писателем. В творчестве он находил для себя отдушину от тягот жизни и профессии. Он никогда не обольщался властью и даже отказывался от очень высоких государственных должностей — чтобы сохранить время на творчество. Однако именно в профессии и работе он находил темы для своих творений. Так что эти вещи взаимосвязаны.

Эти же слова Кони относятся именно к спектаклю, к сценической картине, где быстро проходящая, порой утомительная и неприглядная проза жизни вдруг превращается в бурное, смехотворящее театральное действо. Ведь, наверное прав был Шекспир, когда говорил, что весь мир — театр, а люди в нем всего лишь актеры.

Есть ли в ваших ближайших планах новая постановка на театральной сцене?

И не одна. Причем очень разные. Есть безбашенная и безжалостная детективная комедия из современной жизни «Когда б имел златые горы», написанная в форме живого динамичного фарса, но при этом основанная на реальных событиях . Над ее постановкой уже идет работа в одном из театров Москвы. И есть пьеса на трагическом материале – по моей книге «На веки вечные» о Нюрнбергском процессе. Сейчас размышляю, кому ее предложить. Есть и другие пьесы. Одна из них, уже знакомая нашему зрителю, шла в одном из театров Москвы, по ней снят фильм «Память осени» с Инной Чуриковой в главной роли. Она переведена на французский язык и сейчас рассматривается вопрос о ее постановке во Франции.

d-bNaATczOkМирослава Карпович
Актриса кино и театра.
В спектакле исполняет роль – Василисы.

Вы очень много играете в театре, а как же кино? Или театр для вас сейчас в приоритете?

У меня нет приоритетов в профессии, кино и театр – едины. Это равносильно вопросу: «Вы любите больше маму или папу?». А насчёт обилия того или иного.. Раньше было много кино, теперь пусть будет период театра. Разнообразие в творчестве всегда на пользу.

Что для вас было самым сложным и самым интересным в работе над главной ролью?

Сложным? Смотря как на это посмотреть. А вот интерес не отнимешь. Образ, характер, подача, видение режиссёра и сама работа с Мастером.

Насколько вам вы похожи с вашим персонажем — Василисой?

Наверное, тем, что мы обе женщины. Не люблю быть похожей на своих героинь, предпочитаю выходить из зоны комфорта, влезать в тесноту или, наоборот, простор и кроить его по новой форме, которую прежде не носила.

Как вам работа с режиссером Дмитрием Бикбаевым?

Это очень хороший и мощный опыт. Люблю молодых, амбициозных, дерзких и талантливых юношей. При нашем первом знакомстве Дмитрий именно таким и предстал. Он как режиссёр чётко знает, чего хочет, но при этом и доверяет актёру, что крайне важно в сотворчестве! Поэтому при всех вышеперечисленных пунктах можно сказать только одно — ну разве это работа? Сплошное удовольствие.

Олег Марусев
Заслуженный артист России
В спектакле исполняет роль – Туза Жана Силовича.

Вы исполняете одну из ключевых ролей в спектакле, насколько вам близок ваш персонаж — Жан Силович Туз?

Этот персонаж трактуется режиссером, как очень человечный, не взирая на его должность главного прокурора города. А все человеческое близко каждому из нас.

У вас за плечами большой театральный и кино-опыт работы с разными режиссерами. Как вам работалось с Дмитрием Бикбаевым?

Он ищущий, не успокоенный, работающий на пределе. И это стимулирует каждого из участников отдаваться этой работе в полную меру сил. Мы все хотим, чтобы этот спектакль у него получился и верим в это. А я лично верю, что на театре он не остановится и очень многое сделает, как режиссер, в кино. В отличие от многих современных режиссеров, он очень тактично работает с актерами, и это приносит добрые результаты. И не смотря на свой возраст, он доказал уже, что он замечательный артист, великолепный исполнитель песен и пародий, а главное очень избирательный. Он никогда не поддается на дешевку и халтуру.

Вам интереснее работать с опытными режиссерами или, наоборот, экспериментировать с молодыми?

Все зависит от таланта режиссера и его целеустремленности. Все остальное не имеет значение. Если только он не явный подлец.

В театре вы уже играете в спектакле «Прокурорская притча» по произведению А.Звягинцева. Есть ли что-то общее у ваших персонажей?

Нет. Это абсолютно разные человеческие существа. В «Прокурорской притче» — это судья-морализатор. Более того, он возникает из потустороннего мира (его вначале спектакля убивают) и смотрит, да и оценивает происходящее отстранено и с точки зрения истины. А Туз в «Ордалиях» — порождение самой жизни и общества, в котором он живет, и пытается, иногда, хоть как-то сбалансировать эти взаимоисключающие понятия города Лихоманска, как человек и закон.