О чем поет море, когда «Море зовет!»…

Маленький мальчишка маленький кораблик сделал из тетрадного листа,

Он поплыл и скоро-скоро утонул на повороте, но не утонула с ним мечта.

… Если очень хочешь, своего добьешься, а мальчишке снились якоря,

Стал мальчишка капитаном, и теперь его качают вовсе не бумажные моря…

 v917eI2vtuk

Что такое морская стихия, где она начинается и где заканчивается – она окружает нас везде, это не только океан видимый, это и реки с озёрами, это весь круговорот жизни, невозможный без живительного содержательного общения, подобно водам которые текут всюду, плещут, питают, наполняют и несут жизнь. С удивительного киносюрприза на открытии XIV Морского Международного кинофестиваля «Море зовет!» в Санкт-Петербурге началось знакомство с программой этого года, присланными работами со всей страны и зарубежья, поступившими от постоянных и уважаемых секторальных тематических друзей и партнеров фестиваля, и найденных в морском международном фестивальном потоке самим директором фестиваля, и конечно как водится последние годы, с оригинальными находками из Москвы и других фестивальных городов, собранные представителем фестиваля в Москве, ведь важно «чтобы идея была в работе хорошая». Но сюрприз был не конкурсный, а музыкальный и по-настоящему живой и зажигательный – море есть море, оно зовет, по разному, но точно очень заманчиво, сильно и чисто.

 

Фестиваль морских и приключенческих фильмов, принимая официальных российских и международных гостей, с настоящим педантизмов, имея ввиду серьезные исторические и человеческие события, всегда перечисляет даты и юбилеи, очень актуальные и важные, отечественные и общие, но сейчас речь не о том, а игровом юбилейном международном сюрпризе, подготовленном Российским творческим Союзом работников культуры. Юбилеи, помимо очень важных и серьезных, бывают «потрясающие», и неразрывно отражающие не только морскую традицию общения, подобно водам и волнам, но и уникальную способность отражать прошлое в настоящем, и очень символично. В 1967 на экраны нашей страны и нашего дружественного соседа и партнера Югославии выходит фильм совместного производства «Попутного ветра, «Синяя Птица»! | Добар ветар «Плава птицо»! (СССР, Югославия), в котором зрители увидели, услышали и полюбили сильную и прекрасную Радмилу Караглаич, но там были и другие герои, настоящие, морские, приключенческие, побеждающие, международные.

Юные победители викторины «За мир и взаимопонимание», члены Международного географического общества отправляются на паруснике «Синяя птица» в премиальное путешествие, по очереди поднимаясь на борт и называя свои страны, они там же побеждают злоумышленников и остаются дружны и верны желанию сохранять и строить мир каждый на своей земле. Сейчас уж нет некоторых стран, заявленных в фильме, например Югославии и Чехословакии, а японцы уже не носят с собой счетчик Гейгера всюду, к счастью,  после трагедии, и уже не возникает вопросов в американском и европейском обществе «как садиться рядом с человеком другого цвета кожи», радиосвязь и азбука Морзе уже давно не единственный вид коммуникаций, а информационное пиратство и продажа данных уже давно нормальный секторальный вопрос, касающейся буквально каждого, не спрашивая почти. Но через 50 лет все еще актуальны простые слова песни из фильма «Чайки за кормой верны кораблю, А ветрам – облака…», прозвучавшие красиво и распевно над волнами и под парусами, исполненные Радмилой Караглаич из Югославии. Она цветущая и настоящая, зажигательная с богатейшим голосом появляется на сцене и в личном пространстве участников «Море зовет!», спустя 50 лет. Вместе ее «юные друзья», актеры сыгравшие: американца Ральфа Барни — Александр Гаврилов, индианку Махрибу — Ирина Широкова, японца Киото — Владимир Пак, японку Тампико — Светлана Вишнякова, шведку Уллу Нильсон — Лариса Тараненко – наставник и педагог в фильме югославка Джина Савич — Радмила Караглаич.

 

Разные пути пройдены исполнителями ролей юных миротворцев, но комментарии на киносайтах именно этого фильма бьют рекорды, фильм называют культовым, темы у юных кинопутешественников актуальными, музыку вечной, а особенности коммуникаций и вызовы, связанные с ними, озвученные героями пол века назад, достойны внимания выпускника академии им. Фрунзе, а ныне советника Президента РФ по интернету Германа Клименко, в контексте всех сегодняшних отечественных и мировых информационных трендов. Далеко видно на пятьдесят лет вперед среди волн, парусов, мачт, рей, канатов, брызг и ветров. Музыкальное воплощение от восхитительной Радмилы Караглаич живет и радует богатством музыки и природы, невольными пророчествами. Удивительно, что одна из ярких, тогда детских основных ролей, исполнена постоянным другом, гостем и партнером фестиваля «Море зовет!» Александром Леонидовичем Гавриловым исполнительным директором Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры, так удачно не щадя себя боровшегося со злом в роли Ральфа Барни из США. Этот союз реально и последовательно много лет успешно проводит массу интереснейших событий, например, знаменитый широко «Праздник Корюшки» в СПб.

 

Это было не единственное юбилейное морское международное киноприветствие из глубоких толщ времени, его дальних и необозримых далей. Так был подготовлен вековой юбилейный подарок от истории французского документального кинематографа – это восстановленная версия немого фильма, созданная 100 лет назад, «горячо встреченная парижской публикой в марте этого года», предоставленная Министерством Обороны Франции специально для показа на Международном Морском кинофестивале «Море зовет!». Фильм «Моряки Франции» «Les Marins de France» 1917 года с уникальными кадрами времен Великой войны (Первой мировой), запечатлевшей французские морские порты, театры военных действий, «повседневную жизнь на борту боевых кораблей и торговых судов, артиллерийские стрельбы, ад машинных отделений, интерьеры подлодок и броненосцев». В эти годы пути России и Франции были скреплены не только дружбой, но и значительной человеческой военной помощью с нашей стороны. Давние и теплые связи много лет объединяют «Море зовет!» с этой страной, на подобии морей и океанов, не меняющих своих очертаний в зависимости от переменчивых ветров. Много лет как член жюри и как автор-документалист приезжал контр-адмирал Жан Мари Матэ, бывший атташе Франции в России, и его дочь культуролог и антрополог, общественный деятель, лингвист, большой почитатель России и российской культуры Рафаэль Бризе. В этом году эту страну в жюри представляет документалист, энциклопедист, специалист по военной истории МО Франции Александр Шелдон Дюпле, и еще пара французских авторов.

 

В прошлом году всех с Праздником Победы на закрытии фестиваля «Море зовет!» поздравлял консул Великобритании. В этом году на открытии XIV Международного морского фестиваля документальных и приключенческих фильмов «Море зовет!» с приветствием выступил целый ряд международных гостей высокого звания и должности, это: Кирилл Клоган капитан 2-ого ранга военно-морской атташе Франции, Тимоти Кеттер, капитан первого ранга военно-морской атташе США, Виктор Конусов советник по военно-морскому сотрудничеству Генерального консульства Великобритании в Санкт-Петербурге. С особым известным гостям и друзьям фестиваля шармом всех приветствовал директор кинофестиваля «Море зовет!» Член международной ассоциации морского права (Париж) и Ассоциации флотской прессы (Санкт-Петербург), участник множества международных регат . В этом году он представлял нашу страну в строю «Бессмертного полка» в Лондоне, как гражданин России, потомственный моряк, и как вице-президент РОО «Северный Арктический конвой». И конечно он бессменный и пожизненный капитан 1-ого ранга, бывший командир подводной лодки, исполнявший уникальную миссию не раз, в том числе как консультант в Алжире, даже как консультант в Голливуде.

 

Главное на фестивале все же кино, присланное из 15 стран мира, конечно отечественное с широчайшей географией от Калининграда до Владивостока и Малой и Большой Курильской гряды. Поистине, Санкт-Петербург – Морская столица России. Познакомимся с Владивостокскими гостями, много лет принимавшими участие в фестивале своими технологичными работами с реальным погружением на океанское дно с уникальной возможностью рассмотреть глубины и их обитателей, и «выйти сухими из воды», то есть не одевая акваланг и водолазных костюмов, многим бы подошел именно такой способ погружения, размером с большой экран и в удобном кресле. Но если все же есть практический интерес и драйв, под силу одеть костюм и акваланг, то загорелый и сияющий открытой улыбкой Владимир Ощенко с Общественного Телевидения Дальнего Востока рекомендует, отправляться за самостоятельными видами надо в апреле, самый лучший дайвинг, остается верить и проверять лично. Работа «Дневник матроса» Максима Борисова, которую они привезли, получила приз «Железные нервы», снятая оператором, устроившимся на траловое небольшое судно, поэтому он и в шторм и в штиль выполнял обязанности реального матроса, а вот кино снимал в оставшееся малое от работы время. Нескольких кадров достаточно, чтобы понять, что такое океанская вона, сносящий с ног привычную ко всему команду. Работа точная и яркая, заслуга всех, кто выходит за рыбой в море, и тех, кто так отражает это в кино.

 

Проделать путь на Курильские острова, пройтись основательно и детально от А до Я, буквально, во всех смыслах помогает кино издательства «Комсомольская правда», снятое совместно с «Русским Географическим Обществом», в журналистском документальном фильме «Курилы – Русская земля. От А до Я» режиссера Рамиля Фарзутдинова. Это история казачьего пешего освоения этих земель, начиная с казака Атласова и петровских времен, далее купеческих и посевных опытов. Острова говорили исследователям, что это морская земля с морским образом жизни, морскими угрозами и опасностями. Так появился пролив Измены, из-за захвата одного из наших военачальников Японией, его спустя пару лет освободили, что было чудом дипломатии и большим исключением. Один из островов в 1855 году, в год Крымской войны, очень понадобился Англии и Франции на Курилах, отстояли. Многое было и войны многие: Японская, Первая Мировая и Вторая Мировая, до сих пор памятники и укрепления со старой техникой есть. Больше всего там царствуют вулканы, сопки, сивучи, тюлени, каланы, летают всевозможные орланы, растения разные есть вредные и полезные. Бурным и нескончаемым потоком с шумом бежит со страшной силой вниз водопад Илья Муромец. Строятся новые дома, рыбоводные и перерабатывающие заводы, удерживается порядок с браконьерами и границей, конечно идет приграничный безвизовый обмен приезжающими, говорят, что даже чай ходят к друг-другу пить, можно проверить, так как аэродромы и порты тоже строятся наново и совершенствуются. Приз фестиваля «Море зовет!» вручили генеральному директору «Комсомольская правды-СПб» Анне Упрямцевой-Алексинской.

 

В программе фестиваля участвовал еще один фильм «Комсомольской правды», тоже присмотренный на «Первозданной России» с Москве в ЦДХ, его режиссер Александр Свешников, Рамиль Фарзутдинов продюсер. Это фильм «Миссия» о движении людей в Чарскую котловину в Забайкалье, к корням и истоками событий, связанных и с Годом Экологии и с годами ядерного противостояния в поствоенный период, а точнее во времена Холодной Войны, когда ядерный щит стал просто неизбежностью и способом выживания всех народов и всей большой советской страны — какими средствами делалось это величие и мировая уверенность на арене войн, разными. Участники фильма «Миссия», документально-постановочной очень точной и завораживающей работы, не спешат вспоминать об этом, они почти молча, не сговариваясь, идут и едут в эти места, как бы пытаясь найти часть себя, что-то из прошлого, опору. Кино говорит своим языком и своими средствами, мы видим чудесную природу, дали и высоты, из всего этого, независимого от человека мира, получается глубина, понимание высоты и величины мира. Конечно это не приключение, это понимание человека, его места между небом и землей. Эту высоту очень оценил директор фестиваля Сергей Вячеславович Апрелев лично.

 

Так как Международный морской кинофестиваль «Море зовет!» проходит в Санкт-Петербурге в соответствии с планами работы Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации и Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга, то разумно обратить внимание на морские номинации в награждении. «Корабли и люди» — номинация отдана Телеканалу Культура с фильмом Алексея Олиферука «Владимир Александров. Корабль судьбы» с посвящением юбиляру генеральному директору ОАО «Адмиралтейские верфи» Владимиру Александрову. В номинации «Родные берега» фильм размышление о Сахалине «Центра молодежные инициативы» режиссерской команды Юлии Боковой под руководством Сергея Мирошниченко. В номинации «Уроки истории» работа Алексея Михалева для «Россия 24» о мало известной операции и 75-летию Таллинского прорыва «Без срока давности», связанной и с блокадной историей Ленинграда и с гибелью множества моряков-краснофлотцев.

 

Документальная работа Вахтанга Микеладзе «Испания накануне войны» по заказу телеканала «Звезда» вспоминает и осмысливает через сегодняшние мировые события зарубежный предвоенный опыт нашей страны, и глубокую гражданскую катастрофу в Испании. Значительная часть фильма уделяется роли Романа Кармена, военного легендарного кинооператора, получившего свой первый опыт фронтовой работы именно в испанскую гражданскую антифашистскую кампанию. Целое поколение военных фронтовых операторов у него училось работать в таких вынужденных условиях, но уже во время Великой Отечественной в своей стране. Возможно этот опыт помог не растеряться в блокадном Ленинграде, сохранив и отразив в кино дух и нерв того времени, а также его сдержанную, порой ожесточенную к испытаниям силу. В прошлом году работа Вахтанга Микеладзе была отмечена в исторической номинации фестиваля «Море зовет!».

 

Актуальны пара чисто морских номинаций, близкие даже далеким от этой тематики, потому что мы живем в одном информационном пространстве. Это лучший фильм о Военно-морском флоте «Андреевский флаг» Телеканала Т24 по заказу НКС-медиа Москва — в Средиземном море, авианосец «Адмирал Кузнецов», уникальные технологичные съемки и два месяца полного погружения в мир точного взаимодействия профессионалов. В братской номинации о подводном флоте — почти одноименная работа «Подводники» этого же телеканала. И чисто гостевая, готовая стать туристической, страница и номинация фестиваля «Морская столица» с фильмом «Аврора. Возвращение» режиссера Александра Зуева и генерального продюсера Сергея Боярского от Телеканала «Санкт-Петербург». Про «Аврору» не все можно объяснить словами, но когда этот корабль возвращался на место к Нахимовскому училищу, весь Санкт-Петербург высыпал на набережные и мосты, не сговариваясь, сети заполнялись личными фото и видео событий, из-за тихоходности передвигаемого героического объекта и особенностей Невы, кто-то старался повторить встречу вновь с новых точек, кто-то сожалел, что не успел туда куда хотел. Кто эти люди: петербуржцы или петроградцы, или может ленинградцы — точно это самые большие братья и соседи московской столицы, и очень доступные соседи многим другим городам и поселкам — отличный повод задавать себе вопросы, и отвечать на них, узнавая друг друга лучше, приезжая как гости, коллеги, партнеры и друзья.

 

Особое явление это морские музеи, славятся не только искусством, и по историей страну строить и сохранять, это стоит тематической поездки, очень емкой и разнообразной. Интересно навестить 100-летнего юбиляра Ледокол «Красин» на набережной Шмидта, он не одинок, не скучает, поэтому лучше записаться. Фильм «Страницы Ледокола «Красин» о нем нашел свою награду на кинофестивале «Море зовет!», произведенный по заказу ФГБУК «Музей Мирового океана» г. Калининград, награду с группой фильма получила директор «Музея Мирового океана» Светлана Геннадьевна Сивкова. На этом легендарном ледоколе, введенном в строй в 1917 году еще до революций и потрясений, не первый год кинофестиваль проводит научно-практическую арктическую конференцию, где можно встретить не только ученых и участников фестиваля, но и молодежную смену Арктической Общественной Академии, равно как и руководителя Академии Митько Владимира Брониславовича, и руководителей точных и технических музеев, например музея «Мемориальной квартиры профессора Попова С. А.» Ленинградского электротехнического института Золотницкую Лирису Викторовну, отражающего радио и связь в самом широком и современном смысле слова. Развитие от истории первых арктических дальних походов, первого спасительного сигнала на острове Гогланд, современного развития, до оптиковолонной связи по дну стратегических морских ходов.

 

В программе «Море зовет!» есть работы с историей еще парусного освоения Севера, героического и трагического, как например в фильме молодого московского режиссера Ксении Ферштер «По следам двух капитанов» об истории, открываемой современниками, об экспедициях к полюсу Брусилова и Седова. Очень интересен фильм созданный Заповедником «Русская Арктика» о современной очистке и освоении берегов архипелага Франца Иосифа, именно острова Гукера, находках говорящих о международном военном присутствии от Первой мировой и следов Второй мировой, желании героев фильма создать там Музей освоения Русской Арктики, режиссер и оператор фильма Борис Амаров, сценарий Снежана Красинская. Действия происходят при участии сотрудников Заповедника «Русская Арктика», студентов Северного Арктического Федерального Университета в Архангельске и тщательно отобранных волонтеров. Помимо пользы и романтики, опасностей и труда, есть другая сложность, о которой говорят так: «Арктика затягивает». Но затягивает и Антарктика, это может подтвердить гляциолог Алексей Екайкин, питерский ученый получивший приз за работу «Станция Восток на пороге жизни» вместе с руководителем «Национального парка «Русская Арктика» Марией Гаврило, об озере скрывавшемся почти полтора миллиона лет под толщей льда.

 xuAqSwa8Vdw

Географически не обошли и заполярную часть Кольского полуострова, это и фильм «Тириберка Life» о нацеленных планах и стараниях направить полуспящую территорию в живое предпринимательское русло с кафе и ветряками, со сбором морских ежей и современной ресторанной кухней, с рыбоводами и летающими воздушными кайтами, и наверное местными жителями. И почти противоположный по смыслу и стилю документальный фильм погружение в судьбу и бытие живых обычных саамов, точно таких же как мы все, только жизнь и утешение они видят в именно простом и тяжело покосе морской травы и содержании оленей, природном жилище юрте, и каком-то неистребимом желании снимать все подряд на видеокамеру, и себя конечно, особенно когда муж не очень сильно ругается, ведь камера иногда криво стоит, да и саночки кому-то по снегу вести нужно. Приз за звуковое решение получила композитор Марина Пархоменко, режиссер фильма Дарья Блохина, обе операторы этого фильма, не случайно, на награждении выступил их мастер Николай Васильевич Волков зав. Кафедрой операторского мастерства питерского Института Кино и Телевидения, в просторечии КИТа, который со своей многонаградженной работой «Полярники» участвовал в фестивале «Море зовет!» в 2010 году, награжден за лучший фильм на полярную тематику.

 

Уместно, обогнув землю, почувствовать себя под парусом кинематографической «Синей птицы» из игрового полувекового фильма, в реальности югославского парусника «Ядран», или просто погрузиться в работы иностранных гостей фестиваля. На показах и для жюри работали переводчики-синхронисты волонтеры из ИИЯ и РГПУ имени Герцена. Их стараниями награждены «Лиемба» (Le Liemba) (2017) режиссер – Жюли Клавье «A ProPos Productions (Франция) о теплом общении «черных и белых, африканцев и индусов, арабов и китайцев» на одном и единственном в тех местах судне постройки 1912 года, перевозящих людей озера Танганьика из Танзании, Бурунди, Конго, Замбии, где все равны на одном корабле, где при каждой посадке создается свой новый социум, и его теплоту ловят и мастерски передает оператор и режиссер. Еще награда в дальние страны Приз Жюри — «Лондон на плаву» (London Afloat) (2016) ORIZZONTI PRODUCTIONS (Италия – Великобритания), режиссер — Глория Аура Бортолини. Работа о любви к природе и свободе, реализованной через выбор места и способа жить на воде, с одной разницей, что для одних это дополнительная роскошь, перенесенная на плавучее средство, скорее всего на Темзе, а для других это выход при отсутствии возможности обзавестись квартирой, различий тоже хватает, за ними и за самими героями пускаются в наблюдение авторы фильма, раз это все более популярный образ жизни, и выбирающие его люди столь открыты. Зовущее кино «Остров сокровищ Робинзона Крузо» Юргена Штемпфхауза (Германия) об острове на краю света, обнаруженном английскими пиратами, откуда они предпринимали набеги на испанские колонии в Южной Америке и американский бизнесмен, нашедший карту Робинзона Крузо в 1970 году… и еще семь международных работ с фантастически реальными темами, мастерским исполнением, нереальной географией от греческих островов до репортажа в стиле «электро», Китая и Казахстана.

 

Главный приз Оргкомитета – «Главный проект Владимира Перегудова» (2016), режиссер — Михаил Михеев, продюсер — Наталья Обознова Редакция телеканала Совета Федерации (Москва) о выдающемся отечественном кораблестроителе, создателе первой атомной отечественной подводной лодки, с удивительным талантом скромного и обаятельного человека, которого многие собравшиеся на фестивале знали лично и вспоминали тепло. Для того и нужен военный флот, чтобы люди имели роскошь и основную естественную потребность жить мирно и дружно. Так маленькие кораблики начинаний легко и большим трудом с настойчивостью превращаются в большие корабли и дела, «если вместо «буду» или «нет», подхватив слова песни югославской гости фестиваля, говорить «буду, буду, буду». Международный морской фестиваль морских и приключенческих фильмов «Море зовет!», в лице директора Апрелева Сергея Вячеславовича посетил северные страны «Полярного конвоя», прошел по Лондону «Бессмертным полком», осенью поучаствует в своем партнерском фестивале «Корабли и люди» в Киеве, завершит работу в декабре как и положено в Северодвинске, будет рад показать свои находки опять в конце апреля, не плохой повод встретиться в Морской столице России, пожелаем всем «Попутного ветра!».

 *использованы фотографии партнеров МКФ «Море зовет!» К. Гаврилина, С. Рагиной, А. Апрелевой, Н. Мещеряковой,
фото генерального директора «Комсомольской правды» в Санкт-Петербурге автор А. Глуз, согласовано с «КП в СПб»

Наталья Мещерякова

Поддержка ХОРОШИХ ИДЕЙ