Обыкновенное Чудо открытых коммуникаций ИНТЕРМУЗЕЯ

…В этом мире должен каждый
Не спешить, не отставать.
В этом мире должен каждый
Слушать время и отважно
В ногу с временем шагать!…

фрагмент песни из известного фильма

 20170527_134055

Когда большое федеральное музейное международное событие собирает друзей в знаменитом выставочном комплексе страны на центральной площади Москвы в Манеже, обязательно стоит ожидать чудес, поэтому закономерное внимание разных людей от раннего детства до серьезной зрелости было обеспечено. Многие гости и специалисты настойчиво наполняли огромное пространство, вместившее на время все разнообразие отражения нашей жизни в истории, искусстве, литературе и музыке, представленное на большом музейном фестивале, растущем и развивающемся с 1999 года. Здесь же могли встретиться организаторы и учредители проектов, руководители министерств, фондов и галерей, издатели и содержательные медиа, музейные и выставочные деятели со всей страны и не только — людям важно сохранение и передача ценного, нахождение общего и разнообразного языка коммуникаций, универсального и доступного, одновременно точного и верного — вот почему на ИНТЕРМУЗЕЕ в Москве так много интересных участников и проектов, гостей и партнеров, конечно музейщиков с реальными и будущими посетителями и почитателями, для которых и ведется это объемная работа.

 

Что стоит за словом Музей можно понять, посмотрев внимательно список более чем из 300 участников  на официальном сайте ИНТЕРМУЗЕЯ, это разнообразные национальные и этнографические музейные организации, выставочные и художественные центры и галереи, исторические музеи различной тематики и региональной принадлежности, и конечно центральные государственные музеи. Понять страну и свой собственный мир невозможно без краеведческих музеев, собирающих и сохраняющих историю места и человека, память о людях, изменивших жизнь, ставших важными в жизни страны и прославивших родной край. У каждой уникальной территории есть свои духовные корни, часто общие для России православные, или национальные, не менее важные и дорогие людям, с которыми полезно и интересно знакомиться всем, даже далеким от духовного взгляда на жизнь. Так как материальная сторона жизни людей никем не отменена, важное направление — это музеи реального сектора экономики, очень интересные и компетентные, эта новейшая традиция уверено растет, как и разные частные музеи. Защита любой страны и военная слава лежит в основе многих мировых музейных фондов, так и у нас, тем более в нашей стране, с её огромной территорией и многонациональным народом, выжившим и выстоявшим в Великой Отечественной Войне, что не возможно и недопустимо забывать, как другие испытания и великие победы предков. Поэтому военные музеи и выставочные комплексы трудятся и востребованы по всей стране, и в этих направлениях появляются частные музеи и массовые проекты. Удивительными являются и заповедно-культурные образования, что связано с усадьбами знати и государственных деятелей, жизнью великих писателей, художников, ученых, и мест, где природа и история неотделимы друг от друга.

 

20170617_224241Конечно самим специалистам этого мощнейшего культурного пласта, отражающего прошлое и настоящее нашей жизни, а так же активно и позитивно формирующего взгляды и интерес к будущему, тоже нужно общаться и видеть лучшее, делиться наработанным и искать способы решения своих профессиональных вопросов. Таких форм взаимодействия ИНТЕРМУЗЕЕМ продумано и организовано не мало. Это и раскрытие для специалистов фондов Государственным Историческим музеем, особые профессиональные события в Музеях Московского Кремля, где прошли и все официальные события на высшем представительском музейно-культурном уровне. Специальные мероприятия по коммуникациям в интернете и социальных медиа, по способам работы с журналистами, изданиями, телевидением, кино и радио прошли в Государственном Историческом музее, там же прекрасно отражена тема этики и ответственности партнерских отношений, и конечно удивительного музейного креатива. Тему электронных технологий в создании современнейших выставочных пространств представила профессионально техническая служба Государственного музея современной истории России, в этом году открывшего мощнейшую мультимедийную выставку о самом современном периоде нашей истории.

 

Уникальный массовый опыт был раскрыт специалистами Третьяковской галереи рекордов посещения в подразделении на Крымском валу, где залогом успеха были: лучший выбор тем, общая креативная работа кураторов и команды, и уникальные осознанные способы коммуникации с обществом. Примеры очень успешных и ожидаемых людьми интернет-трансляций увлекательно открывали сотрудники Художественного музея им. Пушкина, это бесспорный пример отличной современной работы, технической грамотности и широких компетенций, также межсекционных коммуникаций и большой волонтерской дружеской команды. Настоящая история создания и роста малого музея в центре Москвы со светящимся названием «Огни Москвы» — как расти и развиваться, партнерствовать, привлекать новых друзей и гостей, из невозможного делая возможное. Конечно важно многообразие положительного опыта по стране, например Ульяновского музея им И. А. Гончарова. И это не игра смыслов, музей сохраняющий и изучающий наследие писателя, давшего культуре обобщенное общественное явление «обломовщина», может открыто делиться своей завидной активной и продуктивной организационной деятельностью.

 

20170528_164919 (1)Масса полезных тем и музейных программ представлены ИНТЕРМУЗЕЕМ специалистам и заинтересованным в развитии содержательных культурных направлений, важно что все эти темы близки людям. От проработанных программ зажигаются глаза даже у опытных профессионалов, от придуманного совместно турагентствами и музеями на основе школьных учебных программ выиграют школы, дети и родители. Предоставлена возможность прямых вопросов муниципальным и федеральным руководителям вплоть до министров. Из предложенного и работающего в Москве, самым необычным, загадочным и романтичным можно назвать программу Московского городского экскурсионного бюро с подземными путешествиями по тайным линиям Московского Метрополитена в уютных вагонах со старинной обстановкой, причем маршрутами переходящими с ветки на ветку, с возможностью выхода на поверхность и обзором самых красивых мест Москвы. При том само метро и его красоты с историей являются объектом неизменного притяжения, не только для международных экскурсий, но и для концертов и ярких городских событий, не говоря о проектах с тематическими поездами. Традиционной и расширенной была международная программа 14 иностранных музеев. Но само собрание множества малых и больших музеев под одной высокой и широкой технологичной крышей Центрального выставочного центра «Манеж» в Москве — это яркая возможность ощутить в реальности и обширную географию России, это множество находок, порой совсем неожиданных или раскрывающих и разъясняющих известные факты, конечно зовущих в путь вместе с открытыми компетентными сотрудниками и руководителями музеев, причем находки ждут всех как в дальних поездках, так и совсем рядом в уже привычных местах. В путь!

 

Если мы видим на стенде с надписью «Тотемское музейное объединение» индейскую фигуру, индейские сувениры и летящие как корабли над водой православные храмы, будто парусники расправившие паруса — загадка разрешима – это Россия, Вологодская земля, город Тотьма. Подумав про «заокеанские американские тотемы», тоже попали в точку, ведь отсюда пошла Русская Америка, здесь тотемские купцы собирали экспедиции, объединившись с дальновидными собратьями из многих областей России. Отсюда родом первый губернатор и основатель форта Росс, нашего южного укрепленного поселения, основанного Российско-Американской торговой компанией в Калифорнии, исследователь Аляски Иван Александрович Кусков. Во второй половине XVIII века купцами из Тотьмы Холодиловыми, Пановыми, Черепановыми и другими было снаряжено множество экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, и к берегам континента за Тихим океаном. Тотемские купцы не случайно получили звание мореходов, а город Тотьма был назван «городом мореходов». Около 20 тотемских экспедиций отправилось на Тихий океан, это больше, чем компаниями купцов из Москвы, Вологды и Нижнего Устюга вместе взятых. Пятая часть пушнины вывезена этими купами тотьмичами, российский рекорд того времени, так на полученной прибыли возводились величественные и неповторимые храмы, очень напоминающие корабли под парусами, украшенные ажурными картушами по всей поверхности стен, стиль этот даже получил название «Тотемское барокко».

 

20170529_161841Тотьмичи по дороге за океан открывали новые острова, например часть Командорских и Алеутских, и делали научные открытия. Гордятся там и остановкой в их краях Витуса Беринга. В 1785 году Екатериной II был издан указ о даровании Тотьме герба с чёрной лисицей на золотом поле: «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Последним же посетившим эти земли царем был Петр I, есть легенда или воспоминание, что царь лично опробовал и знаменитое соленое производство. Ранее, история города помнит, что в 1539 — 1541 годах город подвергался крупному разорению от казанских татар, возможно от того и понадобилась здесь крепость и укрепленный острог, отразивший уже в Смутное время нападение беглого отряда поляков, но не спасла тогда значительную часть солеварен. Здесь вспоминают и про Ивана Грозного и про основание поселения в этих местах с 1137 года. Интересно, что в наше время идет большое сотрудничество с американским уже FORT-ROSS-ом, проходят праздники совместного колокольного звона с телемостом, Тотьму посещали и посещают действующие и бывшие послы и консулы Америки, идет дружба с северо-американским индейцами племени кашайя. Тотемы и тотемизм не помешали в давние времена в форте Росс работать около десяти лет православной духовной семинарии, что конечно и сегодня дает свои всходы. Обобщив эти факты, мы не получим и одной трети возможной информации и впечатлений со стенда на ИНТЕРМУЗЕЕ, а если приехать лично и все проверить на месте… Директор «Тотемского музейного объединения» делится с подписчиками в сети, что около половины посетителей стенда знали, бывали или слышали об их городе и его музейных богатствах. Пока взрослые восхищались и переводили дыхание от такого полета истории над всей нашей страной, реками и океаном, дети с удовольствием рисовали на светящихся тотемских соленых экранах, похожих на песчаную анимацию, конечно мастерили поделки морские и тотемные индейские, не даром тотьмичи открыли для всех когда-то форт Росс.

 

Большое и малое так умело и живо сочетает ИНТЕРМУЗЕЙ, руководители и авторы музейных проектов, что времени в несколько дней в конце мая едва достаточно ухватить самое дорогое, уравновесив увиденное широтой общих взглядов и подходов. Конечно все время чем-то радовала Большая Сцена, то превращаясь в древнегреческий театр, то в джазовую площадку со стихами С. Есенина, азербайджанский культурный центр радовал своим музыкальным джаз-направлением. Нескончаемо предлагались детям всевозможные мастер-классы, как от организаторов фестиваля, так и от самих увлеченных делом музейщиков – результат прост – все во взаимном восторге. Были созданы все условия для посетителей с ограниченными возможностями, на входе помогали гиды. Для всех и для каждого рассказывал о своем музее настоящий электронный робот-экскурсовод, представлявший Государственный музей современной истории России, хотя нельзя не отметить, что живой и доступный представитель музея с простыми слайдами и слайдоскопом вызывал настоящий восторг у ребят, ведь это и есть История. Еще большое оживление на стенде этого музея вызывала интерактивная карта, с нажатием открывавшая многое, даже состав по округам и народам — всем интересно где люди живут. А с этим на ИНТЕРМУЗЕЕ богато: представлены Брянск, Выборг, Булгары, Изборск, Свияжск, Херсонес, Кижи, Калининград, Елабуга и Енисейск, Иркутск — всех не перечислить, и конечно музеи Коренных Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

Технологичными открытиями и партнерствами удивил и порадовал Государственный исторический музей, научившийся читать совместно с «Курчатовским институтом» сквозь тексты рукописей, даже под сохранившимися надписями кожаных старинных книг, так был открыт и обнародован прижизненный портрет царя Ивана Грозного. Основательное объяснение этому научному совместному пути можно и сейчас найти на Медиа-портале ГИМ, кратко можно объяснить суть так: люди были бережливы, и счищая старые текст с дорогой книги, нанесли новый, и еще раз — так получилось, что одна книга несет сразу надписи и тексты разных времен одновременно, и их можно читать с применением высочайших технологий, что и сделано совместно историками и атомщиками. Много было попыток у медиа разъяснить себе и людям «зачем нужен людям электронный коллайдер», и рассуждения понятные ученым про частицы и начало бытия были как-то не ощутимы простым человеком, хоть и уважаемы вполне. Но когда ученые гуманитарии и ученые технических точных наук нашли способ анализировать части исторических предметов с помощью небольшого коллайдера «Курчатовского института», стали проявляться уточненные временные периоды, что очень влияет на правильное понимание и всех процессов. Анализируя останки людей, тоже проявилось много интересного и важного, вплоть до образа и места жизни и способа питания — это новый и очень важный инструмент. ГИМ, отмечая свое 145-летие смело смотрит в прошлое, и в будущее и зовет!

 

Крупнейшим открытием ИНТЕРМУЗЕЯ стало представление на обширном и удобном для ознакомления стенде, и в зале презентаций, уникального расширения экспозиции Музеев Московского Кремля. Это не только на данный момент возможность заглянуть через выставочные окна в подвальные слои разрушенного в 1930-ые годы Чудова монастыря, реально посетив эту экспозицию в Кремле. Здесь дали разглядеть на макете с ракурсов «с птичьего полета» новый масштаб Музеев Московского Кремля, это и возможность ознакомиться с новой мощнейшей площадкой музейного комплекса за стенами Кремля, а именно на Красной площади напротив Спасских ворот. Всем понятно, что размещение таких редких коллекций кладов и старины потребует строительства специализированных помещений с условиями для нужного хранения и грамотного экспонирования древностей и ценностей, также понятно, что исторический центр и самое сердце Москвы требует сохранения именно старины и минимального вмешательства, тем более не меняющего облик еще боярской столицы России. Каждый день без исключения сотрудники и руководители Музеев Московского Кремля открыто и увлекательно рассказывали специалистам и любознательным посетителям о тонкостях выверенного и точного проекта, и возможно это и было центральное масштабное место притяжения на ИНТЕРМУЗЕЕ, с реальным адресом по четырем сторонам, включая Красную площадь.

 

Вкратце суть проекта такова, что сохраняя полностью все здание Средних торговых рядов, что рядом с Храмом Василия Блаженного, по улицам Ильинка, Варварка, Хрустальный переулок и Красной площадью, в их внутреннем дворе, «подобно ларцу, зайцу, утке и яйцу» как говорит главный дизайнер проекта, будет воздвигнут новый и технологичный современный выставочный комплекс, но вежливо открывающий из каждой своей точки именно взгляд на старинной здание, а из сводчатых окон старинного помещения будут виден не столько новая часть комплекса, сколько его экспозиционное наполнение, несколько лестниц переходов между старым и новым будут способствовать связям не только экспозиционных площадей, но и старинных и новых стилей. Нахождение новой сердцевины и исторического благоустроенного контура под одной большой небесной сводчатой крышей поможет, как бы находиться одновременно между двух эпох, но ощущать присутствие обоих, уделяя внимание по вкусу и желанию, тому что ближе в данный момент лично или тематически. Это замечательно, и способствует пониманию истории различными людьми, ориентированными на разную эстетику, но живущими общими историческими корнями страны. Важно что стеклянный купол продуман столь корректно, что его не будет видно ни с одной внешней точки вокруг нового музейного комплекса Музеев Московского Кремля, что очень важно для исторического центра. Гидов, пришедших на презентацию уже очень интересовало расположение входов в новое здание, зависимость от государственных праздников и режима ФСО. Все в жизни важно при практическом применении, ответы естественны и просты, здание расположено сразу по четырем улицам, что позволяет разнообразно планировать назначение входов, а праздники государственные и общенародные на главной площади нашей страны понятны каждому и ожидаемы многими, чтобы можно было ими разумно распорядиться.

 

Конечно в жизни важно все, как технические делали так и источники жизнеобеспечения. Так например, даже очень маленький региональный музей может стать драйвером роста экономики целого малого поселения и центром притяжения туристической отрасли. Историко-культурный комплекс «Вятское» встречал посетителей на ИНТЕРМУЗЕЕ и угощал всех необычным блюдом, составленным в значительной степени из продукта местного производства — основа ломтик соленого вятского огурца, изготовленного на Баден-Баденской природной воде. Точнее, в 1903 году местными купцами был произведен научный анализ воды у себя в родном краю и на знаменитом курортном европейском озере, результатом стало подтверждение полной полезной идентичности воды, местный натуральный продукт и до этого был популярен, а после экспертизы подавно… Казалось бы, что нам заграница, а и сегодня, спустя более ста лет, все сработало в рост, может дружба народов помогла, может маркет, но сами жители высоко оценили родные традиции, стали вспоминать и внедрять всюду именно старинное производство, а раз верят в свое дело и любят его, то бизнес пошел, людям стало веселей, поселение стало развиваться. Что турагентству надо, отправить усталых горожан к счастливым людям, да и сами люди того хотят, а тут еще и разносол готов и ждет. Историко-культурный комплекс «Вятское» им. Е. А. Анкудиновой, представил и Музей «Страницы истории печатного дела», где представлены 16 старинных действующих печатных станков и уникальная коллекция литографических камней начала XX в., с основными техниками печатной графики — литография, гравюра и офорт. Всем кто встречал на выставках, в музеях графические свидетельства старины, можно смело ехать разбираться с процессами подробнее, а также всем кто учится или учился. А вот живой матер-класс со старинным печатным станком, сотрудники музея привезли прямо на ИНТЕРМУЗЕЙ, дав возможность и подрастающим и взрослым сделать свой личный оттиск, ведь это только «сено к лошади не ходит», а музеи к людям ходят и в превеликим общим удовольствием.

 

С не меньшим удовольствием люди изучают подземные минералы, представленные Музейно-Выставочным центром «Апатит» в г. Кировск Мурманской области, который смело утверждает «Будущее начинается сегодня!», так как «это музей будущего и открытая исследовательская лаборатория». Здесь исследуют «быт и нравы Российской империи», путешествуют из «недр в атмосферу» на семи этажах старинной часовой башни, ведут интерактивные проекты и сдержат минералогическую коллекцию из 3000 образцов, при этом прирастая от открытия за три года на 15000 посетителей в год. Но помимо сверкающих и удивляющих горных пород, и очень располагающего содержательного общения с гидом, привлекал всех настоящий бубен саамов — кому только не захотелось побыть шаманом, хоть не минуточку другую. Но Мурманск — это не только горняцкая промышленная культура, это атом и флот, что не первый год на ИНТЕРМУЗЕЕ представляет первый в стране и мире атомный ледокол «Ленин». Дружная команда музея вполне заслужила звание «народного музейного экипажа», так как каждый раз привозит придуманные оригинальные игры, игрушки и задания с развлечениями. В этот раз стенд Музея ледокола «Ленин» максимально воссоздавал технический антураж, наполнил и содержание ледокольной жизни заданиями и тестами, и очень приятными наградами. Со стены из старосоветского коричневого радио звучала и мобилизовала команда, призывая к вниманию и экстренному выполнению заданий, далее было необходимо вспомнить все, о чем раньше и не знали и не догадывались, найти задания в железных ящичках с нужным номером, разгадать секретное и срочное сообщение по азбуке Морзе или наоборот передать его, воспользовавшись настоящим ключом радиста. Не стоит думать, что таких умельцев мало, есть настоящие профессионалы или увлеченные любители, причем к удивлению своих близких. Так что если Родина скажет «Надо!», есть кому ей ответит «Есть», во всяком случае на «Будь готов!» — точно прозвучит «Всегда готов!». Наградой самой милой и радостной был красивый и веселый мурманский пряничек в занятной упаковке, «сигналы к бою» подавались на старосоветское радио со смартфона, похоже стапомом лично — вот такая корпоративная культура настоящего музея реального сектора.

 

История военная и героическая сподвигла группу лиц создать частный автомобильный музей на основе машин военного времени отечественных и зарубежных, рядом с ними происходила нескончаемая фотосессия, также живо отвечали создатели о интересовавших технических характеристики, только тест-драйв был не предусмотрен. Не е обойти стороной музеи, хранящие память о подвиге и трагедии блокадного Ленинграда, карта Дороги Жизни и острова Котлин, нанесенная на стены стенда, помогала в понимании и общении об этом музейщиков и дедушкам-прадедушкам с внуками-правнуками. Музеи вооруженных сил общевойсковые или военно-морские не стояли без внимания, столичные или представляющие всю страну. Музей Мирового океана напоминал о Музея ледоколе «Красин», филиале гигантского Музея Мирового океана в Калининграде, включающего в себя несколько архитектурно-исторических объектов, несколько кораблей и подводную лодку, три современных площадки, сверкающих стеклом, морем и небом. В гости к столетнему красавцу «Красину» собрались многи20170617_224925е — он совсем рядом в Санкт-Петербурге, но и Калининград не отставал — там столько околомузейных событий с чисто Балтийским колоритом, один Праздник Селедки чего стоит, куда приезжаю все балтийские соседи, и есть всем там и «стол и дом» — даже возможность подзаработать, готовя национальные эстонские, латвийские и литовские рыбные блюда, и гостям радость и соседям жить легче, не все же в Европу ездить, инфраструктуры гостевой там тоже хватает. Хорошо заметен надежный и крепкий вектор к общему содержательному и созидательному миру. Даже Музей военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, принимающем у себя сейчас Кубок конфедерации, совместно с чисто питерским футбольным клубом «Зенит» говорит «Болеем только футболом» и «За здоровый образ жизни», чему свидетельствуют не архивные страницы музея, мягкие зеленые футбольные мячики и доступные каждому низкие детские воротца с сеткой — всем в мире нужны здоровые коммуникации.

 

На фестиваля ИНТЕРМУЗЕЙ, учрежденного Министерством культуры РФ и проводимого с 1999 года, радовали и приглашали литературные, природные, музыкальные, новокреативные музеи, и конечно старинные Кремли и Крепости России, нашей большой и много раз оборонявшейся и восстанавливавшейся Родины с богатой историей побед и испытаний. Ответственно готовился Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст, находящийся в здании офицерского клуба в Берлине, где в ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил, означавший конец Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в Европе, что было увековечено созданием «Музея истории безоговорочной капитуляции фашистской Германии в войне». После вывода из Германии последних частей Западной группы войск музей капитуляции был закрыт в 1994 году. По договорённости между российским и германским правительствами к 50-летию окончания Второй мировой войны в Европе было принято решение возобновить работу музея. Открытые данные сайта vmusee.ru содержат «План участия музея в Фестивале»: «На фестивале Интермузей-2017 посетители смогут познакомиться с историей Музея Берлин- Карлсхорст, … выставочными проектами, с изданиями музея, получить информацию о ходе реализации актуального проекта на основе фото- и видеоматериалов. Планируется установление новых контактов и проведение переговоров о совместных выставочных проектах.» — возможно так просто музеи подают пример музам, миру и государствам.

 

Среди богатства экспозиций музейного фестиваля привлекал многих Краснодонский Ордена Дружбы Народов Музей «Молодая гвардия» и Луганский центр народного творчества. Музей «Молодая гвардия» — чем это не литературный музей, содержащий документальные подлинники исторической основы этого произведения, сюда все время подходили люди «Вы здесь, разве это возможно!», получая в ответ «Живы мы», еще «развиваем и старинные гончарные промыслы». «Не только «Молодая гвардия»! У нас есть еще музей В. Даля, где родился писатель и лингвист» — ответ от, представлявшего музейное дело Луганска на высшем возможном культурном уровне. С интересом рассматривали люди документы героев исторического романа, и все время спрашивали об общем и личном. Рядом напротив был представлен Донецкий Республиканский Краеведческий Музей, основанный в 1924 году, с коллекцией более 120 тысяч экспонатов в 24 залах, с посещением более 200 000 человек — в августе 2014 года здание серьезно пострадало от артобстрелов, на сегодня удалось восстановить лишь половину экспозиционных залов, в планах продолжение масштабной реставрации. От научных сотрудников-краеведов узнаем, что здесь же есть и музей С. Прокофьева, в селе Донецкой области, где родился российский и мировой композитор и музыкант, в Донецке его имени филармония работает и радует. Узнаем о сложности сохранения древних курганов, что подобно Пальмире их разрушают намеренно, равно как и реликтовые леса и заповедники повторяют судьбу намеренного истребления в Великую Отечественную, когда еще не было ООН. Коллеги со всей выставки делись своими материалами с гостями, как самым дорогим — профессиональные связи часть нормальной жизни людей, чего и всем желали.

 

20170528_110058Прошли масштабные оживленные награждения участников ИНТЕРМУЗЕем, ассоциацией ИКОМ, Благотворительным фондом В. Потанина, журналом «Мир Музея», Музеем истории кино имени С. Эйзенштейна, за взаимодействие кино и музея. Награды за лучшие музейные проекты, проекты способствующие продвижению музеев и взаимодействию музеев. Присутствие и активное посещение всего наполненного выставочного пространства первыми лицами, министрами и вице-премьерами, иностранными делегациями говорят о масштабности, важности и несравнимой ценности музейной стороны мировой и российской культуры. Представленное разнообразие решений и тем, общность традиции и технологий, говорит о том, что каждый себе может найти что-то близкое и нужное, развлекательное или вечное — лишь бы можно туда было добраться, и ни что не мешало этой здоровой общей просветительской коммуникации. Конечно это и множество живых связей, взглядов глаза в глаза, обмена мыслями, чувствами, эмоциями, дающими вдохновение творящим чудо, реальную опору в жизни многим и многим приходящим за живыми знаниями, впечатлениями и туристическими направлениями. Турагенства спешили уточнять условия работы музеев и готовить соглашения, дети и взрослые переводили дыхание от мастер-классов, ожидая новых сюрпризов и встреч.

 

Наталья Мещерякова

Поддержка ХОРОШИХ ИДЕЙ