Мало кто знает, что создавая пьесу «Сейлемские ведьмы» («Суровое испытание»), Артур Миллер написал о самом себе. Ведь, работая над ней,
он сам находился под следствием. Ему было предъявлено обвинение в измене родине и связях с коммунистами. В послевоенной Америке в конце 40х-начале 50х гг. под руководством печально известного сенатора Джозефа Маккарти была развернута настоящая охота на ведьм, когда преследованиям подверглись многие известные деятели культуры и науки: Поль Робсон, Леонард Бернстайн, Лилиан Хеллман, Альберт Эйнштейн, Роберт Оппенгеймер и другие.
Главный герой пьесы Джон Проктор отказывается во время суда над ведьмами в Сейлеме в 1692 году обвинить своих друзей. Предать или не предать — этот вопрос встает перед героем пьесы, и перед этим же выбором был поставлен сам автор. Решение героя повлияло на судьбу всего процесса — его отказ от признания в сотрудничестве с дьяволом, нежелание оболгать своих близких сыграли ключевую роль в том, что сейлемский процесс был остановлен.
Виктория Доценко о спектакле «Сейлемские ведьмы»:
Охота на ведьм существовала всегда. В разные времена в разных странах это явление принимало разный размах. Инквизиция средневековой Европы, сталинские репрессии в Советском Союзе, преследование евреев в гитлеровской Германии, «красные кхмеры» Камбоджи и, наконец, борьба с коммунизмом в Америке в конце 40х — первой половине 50х.
Странно, но обществу иногда для того, чтобы сплотиться и отстоять утверждающую какое-то новое мировоззрение идею, необходим поиск врага как средство, объединяющее нацию.
Такой идеей для Америки послевоенного времени стала борьба с коммунизмом, когда многие деятели культуры и науки, среди которых были певец и актер Поль Робсон, композитор и дирижер Леонард Бернстайн, драматург Лилиан Хеллман, физики Альберт Эйнштейн и Роберт Оппенгеймер попали в черные списки. Им было предъявлено требование либо уйти с работы, либо признаться в прокоммунистической деятельности.
Среди привлеченных к расследованию оказался и драматург Артур Миллер. Потрясенный происходящим, Миллер решил написать об этом пьесу, взяв за основу реальный факт охоты на ведьм в Америке в конце 17 века, как аллегорию на происходящие с ним самим события.
Во время реального процесса, произошедшего в 1692 году, две девочки Бетти Пэррис и Абигайль Уильямс (9 и 12 лет) начали падать в обморок, обвиняя женщин-соседок в том, что они насылают на них духов. Тогда по обвинению в колдовстве были казнены 19 человек. Истинная причина произошедшего так и не выяснена. Одна из версий — девочки делали это по наущению взрослых, которые таким образом расправлялись с неугодными им соседями.
Спектакль театра «У Никитских ворот» «Сейлемские ведьмы» — предупреждение о том, как опасно разбудить дремлющие в обществе силы страха, когда безумие охватывает людей, они начинают доносить друг на друга и на эшафоте оказываются невиновные.
-
Нравится
-