Новое высококачественное и пленяющее интеллект создание-это спектакль «Казанова, или путешествие в Икосамерон».
Что меня больше всего очаровывает в этой работе — это его злободневность, с бесконечной порцией вопросов для размышления. Небольшая сцена впитала в себя восхитительную атмосферу нечто магического, сверхъестественного и необъяснимого действа, которое синхронно и волнует, и завораживает тебя.
Композиция постановки сложна, но уместна: спектакль в спектакле (актер и режиссер читают пьесу Казановы и представляют, как ее сыграть), роман в пьесе (Казанова пишет роман, и отдельные выдержки из него визуализируются на сцене). Все это воплотил Сергей Проханов в своем «храме Мельпомены» «Театра Луны».
Человеку каждый раз казалось, что промежуток времени отпущенной ему жизни чрезвычайно краток. Он пытался исправить это, стремясь отыскать средство, которое поможет растянуть его существование, или сделать бесконечным. И ему это практически удалось.… Однако даже на расстоянии трехсот двадцати миль от него (бессмертия), не мешало бы поинтересоваться: «Убежав от смерти и старости, счастлив ли я буду в вечном одиночестве?».
В данном случае перед нами ключевым героем представляет собой личность, пытающая достичь бессмертия, приобретший его (не с помощью эликсира) – это Джакомо Казанова. Величайший авантюрист и Шива — разрушитель общественной морали. Джованни, еще при жизни прославился у себя в стране своими вздорными и провокационными романами и эссе. Откровенно восторгаясь своим героем, Сергей Проханов, тем не менее, не норовит оправдать его. Он лишь показывает зрителю Казанову равно как философа плоти и человека не просто свободного от предрассудков, а значительно перегнавшего в этом осмыслении свободы и сексуальности собственную эпоху.
И главнейшей изюминкой, является в таком случае, то, что Казанова предстаёт перед нами в восхитительном облике, в непривычном окружению амплуа. Мы ожидаем узреть эпопею о пустом, безнравственном соблазнителе, знаменитом из сказаний, как Донжуан, о котором болтала вся Европа. Но в результате прорисовывается фронтиспис разнопланового, двойственного, ищущего человека вечную жизнь…
Растратившись на цветные юбки в богемном обществе, рассеяв по свету бузотерство и сплетни в нем же, фундаментальный персонаж внезапно понимает ужасную истину бытия — он постарел. Одинокий и изнеможенный жизнью Джакомо Казанова на время останавливается в провинциальном городишке, в доме у собственного былого слуги Джино.
В этом месте он не прекращает сочинять индивидуальный фантасмагорический роман о Гипербореи. Однако и здесь оглушительная репутация героя-любовника не предоставляет ему возможности полностью окунуться в работу над фолиантом, ведь, как и прежде, он провоцирует восхищение и заинтересованность со стороны барышень и опасение со стороны представителей сильного пола.
В комедийной и одновременно трагической форме, крайне убедительно, продемонстрировано, до какой нелепости иногда доходит стремление быть бесконечно юным. Образцом этому может служить, раскрутившиеся в спектакле катастрофические последствия экспедиции в Гиперборею, под начальством Екатерины Великой, в результате которой погибли люди. А все ради чего?
По преданиям именно гиперборейцы обладали секретом вечной красоты, который так желала заполучить императрица. Даже свидетельства того, что в последствии природных катаклизмов высокотехнологичная працивилизация современного человечества погибла, не останавливало правительницу Екатерину.
Тем самым, тема бессмертия обыграна режиссером, тысячу раз, с разных сторон, и этот факт, как ни удивительно, действует этому спектаклю только на руку. Неповторимая в своём роде задумка легла в базу этого зрелища, в котором, как, оказалось, имеется всё: остроумие, наивысшего качества, не опошленное и не выходящее за негласно дозволенные рамки, а также мистификация и философия. Все работало на успех: изумительные декорации, восхитительные костюмы и талантливые актеры.
Александр Песков невероятно убедителен в образе Казановы – выразительный и темпераментный, угождающий в сети дамского тщеславия, коварства и наивности. Евгения Евчина, в роли Элизабет — властительница ночи, она загадочная и чародейная, ее таинственный взор и пластичность движений заставляет будоражить сердца зрителей. А также потрясающая Светлана Фролова, в роли Марселлы — сладострастная и чистосердечная. Нельзя не отметить, ослепляющую своей статью, то карминовым царским платьем, то белоснежным мундиром, в снежно-меховом головном уборе, Елену Кондулайнен, в роли императрицы. Она сверкающая холодной красой луны, не оставляет публику равнодушными. Удивительно, но нет, ни одного случайного лица на сцене. Также, хочется отметить Цыляеву Дарью, в образа ассистентки режиссера — эталон комедийной актрисы. Её герои претерпевают столько модификаций, что можно легко запутаться: кто она на сегодняшний день? Будет ли она вечером пылать и завораживать от трагизма в роли Гамлета или умилять искренностью и наивностью с необыкновенным комизмом, в образе ассистентки? Однако в каждой манере она превосходна.
Таким образом, если объединить интересную концепцию, прекрасный актерский состав, нескучный сюжет, целую палитру свежих ощущений, колоритные декорации и как всегда небольшую дозу юмора, то на выходе мы приобретаем еще один высокоталантливый спектакль, в наилучших традициях режиссера Сергея Проханова.
Сама идея освобождения таинственной незнакомки от уз деспотичного брата уводит сюжет за грани реальности. Героиня Элизабет — это сложный, на мой взгляд, образ, в который была помещена очень тонкая философия. Она и приводит сюжетную линию к неожиданной развязке. Элизабет окутана тайной, страстью к мистицизму, невинной и чистой любви — все то, что так долго искал Казанова, но так и не смог обрести в реальной жизни. В финале он одарил ее обыкновенным, но по — истине женским счастьем. Сам Казанова тоже освобождается.
Постановка ставит перед необходимостью поразмышлять, о том, что же, в самом деле, желал герой и в чём его наивысшее счастье. При этом постановка довольно воздушная, стремительная, живописная, наполненная этническими плясками, песнями, чуткой ироничностью и юмором.
Одна сюжетная линия склоняет поверить в шанс семейного счастья даже для такого прохвоста, как Казанова! Ведь истинная, верная любовь способна сделать безоблачным и бессмертно живым даже запутавшегося и непостоянного человека.
А вот интерпретация и толкование подлинного секрета молодости у каждого своя. Одна из возможных была презентована на сцене театра Луны, но финал так и остается с открытым вопросом для размышления:
«Счастье в вечной молодости или вечной любви?»
автор: Ирина Осипова
фотограф: Анастасия Щербакова
-
Нравится
-