Живу среди оленей, так живу!
Моя дорога пусть не будет близкой!
Но знаю я, во сне и на яву,
Я не расстанусь с песней эвенкийской!»
Богатства Дальневосточного региона невозможно представить, не сказав о Якутии — Республике Саха. Ее представлял на “Первозданной России”общественный деятель, талантливый студент промышленной направленности и признанный любимец региона Александр Бытыков.
Из рассказа и презентации о Якутии, можно было узнать о гордости за свою землю, о ее богатствах, несравнимых ни с одной территорией на земле, о растущих высокотехнологичных производствах, о желании видеть там больше людей, гостей, друзей, о желании сохранять и возрождать природу, традиции и старину.
На огромной территории, часто условно пригодной для жизни, самая низкая плотность населения, что возможно и хорошо для этого чуда снега, мороза и чистоты.
Очень не дешевый, в силу транспортной доступности, туризм растет, как событийный — праздник Солнца, так этнический, даже бриллиантовый, о чем напрямую не говорилось.
Алмазные биржи доступны в том числе и для туристов. Известно, что проводятся специальные форумы и выставки, возможно интересно, выбрав камень, получить его обработку здесь, на якутской земле. Логичным продолжением представления Сахи стало звучание хомуса, якутского варгана, от Ариадны Винокуровой, молодой красавицы, тронувшей сердца многих.
Она имеет вполне серьезные планы по развитию родного края, возможностей для этого достаточно. Получая образование в Москве, и Александр и Ариадна готовы вкладывать его в Первозданную Якутию, северный бриллиант России.
Звучание варганов объединило Коренные Малочисленные Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ведь варган бывает у карелов и саами, бывает чукотским. И у центрально-европейских народов, например белорусов, венгров, у прибалтов — эстонский!
Варганы бывают разной высоты: бас, сопрано, или даже ближе к арфе. Но главное в нем не голос и дыхание, не способ звукоизвлечение с помощью губ и языка. Это работа всего человека, всего организма, настроенного определенным образом, а часто и способ настроиться на нужный лад. Есть даже деловые практики на эту тему.
Еще одним благопожеланием стал северный обряд «Улганни» – повязывание лент и приветственное слово президента Ассоциации КМНСС и ДВ РФ Григория Петровича Ледкова. Выступление коллектива «Северное Сияние» это погружающие в народный мир танца, мастер–класс и также общее исполнение кругового северного танца Ехор со всеми участниками и гостями праздника. Наверное все показанное объединяет стихотворение, прочитанное Вейсаловой Инной Глебовной, вице-президентом Ассоциации КМНС:
«Я счастлив тем, что песню сохранил,
И в песне познается дух народа.
Хочу чтоб мой напев орлом парил,
Чтоб вместе пели Люди и Природа»
Это фрагмент эвенкийского стихотворения Н. Оёгир «Живу среди оленей», светлого, пророческого, мудрого. Но еще больше поразила представитель юкагиров народная сказительница Анастасия Курилова рассказом Эвенкийского старого оленевода:
«Тундра наши лучшая,
Олени наши лучшие,
Солнце у нас лучшее,
И девушки наши АА-ххх…»
Все это неизбежно пересекалось с подобранной кинопрограммой «Первозданной России», собранной за эти дни. Это и документальный фильм «Дыхание тундры» режиссера Михаила Горобчука, погружающего в простой первозданный мир человека и его семьи, не разрывавшего никогда связи с природой Ямала, с настоящим чувством земли. Как результат, полная потеря зрительского чувства времени под властью красоты и естества мира, действительного настоящего дыхания тундры.
Фильм «Два Ивана» режиссера Филиппа Абрютина, о простой, хоть и не совсем легкой жизни в тайге немолодой семьи и маленького мальчика, природной гармонии и разрушении этого мира с необходимостью оправляться в школу в интернат, чтобы не остаться без обучения. Эта практика, заведенная в 20-ых, 30-ых годах действует и ныне, неся не только знания, но и угрозу традиционному укладу жизни.
В фильме «История забытого народа» режиссера Альберта Самойлова герой старается найти обрывки истории своего народа айны, они были ассимилированы во время японского правления. Хоккайдо давно японский остров. А освобожденные на российских территориях айны утратили многое из прежней жизни.
Музеи, лекции, фото, кинохроника зовет его к корням, а природа к коренному образу жизни. Мыслимо ли найти потерянное, сложности приводят героя к новым идеям, уже за пределами фильма. Создаст ли он музей “айнскую деревню”, приложив мудрость и терпние?
В документальном фильме «Экспедиция на край земли» режиссер Альберт Самойлов находит еще одну сторону коренных народов, им хочется жить на родной земле, им не кажется это ни бедным, ни убогим, они хотят сами ловить рыбу, ловить утку или добывать медведя на своей земле.
Знания о многолетних традициях, и тех кто их открыл миру, соединяют вчера, сегодня и завтра через воспоминания и исследования С. П. Крашенинникова, исследователя Сибири, Урала, Дальнего Востока, через его книгу “Описание земли Камчатки”, вышедшую в 1755 году 25 февраля (8 марта) в день когда его не стало. У современников это было чтением ученых и светских салонов, наравне с Ломоносовым и Державиным, Карамзиным. Увлеченно читал ее и Пушкин. Редкая книга.
«Кочующие за солнцем», «Бубен дружбы», «Удивительное путешествие в тундру», «Камчатка — красивое, по-настоящему…» — документальные и природные фильмы, информационно-туристическое кино, все находит живой отклик.
Вопросы: “Где и когда можно такое еще посмотреть, следуют не редко”. Похожей тематики представлены и программы телеканалов “Страна”, “Живая планета”, цикл “Комсомольская правда”. Все интересно, но живое дыхание документалистики, прожитое автором, выдает штучный продукт, “хенд-мэйд” можно сказать.
Мир больший, чем текст и картинка. Еще людям хочется, чтобы проблемы героев решались, хоть кинематограф не призван делать это напрямую. Возможно, вложенный в креативную программу, сможет обрести и такую социальную функцию. Пока все решают герои, как могут, часто фантастически.
Так героиня документального фильма «НЕРКАГИ», режиссера Екатерины Головня, Анна Неркаги за полярным кругом, в далёкой Байдарацкой тундре, на берегу круглого, как луна озера, сама решает проблемы свои, множества воспитуемых приемных детей, всего края, мира, страны и цивилизации.
Ей это не тесно и не велико, просто жизнь требует этого. И она делает, каждый раз больше чем может. Даже строит храм православный, ведет службы, раз еще не нашлось для ее храма священника.
Писательница Анна Неркаги и её сорок приёмных детей, строят там свой рай. Причудливые и бесконечно-мудрые пересечения православной глубины и народного знания создают особую систему ценностей, а подчас и эффективности. «Род негнущихся»- так переводится с ненецкого имя Неркаги.
На покинутых многими, затерянных на краю земли архангельских землях документальный фильм «Атлантида Русского севера» нашел новую и прекрасную жизнь благодаря режиссеру — Софьи Горленко. Русский Север, истоки своей культуры и духовного развития, осознаны и освоены новыми поколениям переселенцев из городов, молодым креативным ребятам и их семьям, верующим, готовым возрождать жизнь без конфликта с историей и простыми людьми.
Успех широкого и вольного обустройства современной жизни в огромных северных домах, также это мостик в будущее, успешную жизнь героев и отличный успешный прокат документального кино. Многократно показано и посмотрено в кинотеатрах, с бурными отзывами в сети.
Оно признано, как вкусное чтиво о жизни, со своим языком, личным способом познания мира, куда приятно приходить с друзьями, семьями и родителями. Возвращаться вновь и вновь вместе. А трудности? Что такое человек без трудностей? Может про это говорил Н. Оёгир эвенкийский поэт:
«Живу среди оленей. Стужа, снег.
Такая кутерьма, что не до песен.
Но я пою. Упрямый человек!
И потому наверно интересен!»
Так продолжается начатая ранее эвенкийская песня.
«Крадется к стаду исхудалый волк,
Он хочет крови — такова природа.
Он хочет чтобы голос мой умолк.
Но я пою, и песне нет исхода.
От песни зверь совсем осатанел,
Она для волка крепкая преграда.
Живу среди оленей. Мой удел —
быть пастухом, хранить оленье стадо»
Народной мудрости стоит учиться. В тундре, в тайге, на Байкале, в степях Калмыкии, на Камчатке или Сахалине, в Архангельске и на Кавказе. Везде, где есть живая «Первозданная Россия» в природе, красках, ветре, морозе и солнце, среди больших и малых животных.
И не забывать про родную историю с географией, и например о том что Командорские острова открыты достойнейшими гражданами Российской Империи Витусом Ионасеном Беренгом, по иному Иваном Ивановичем Берингом, и Георгием Вильгельмом Стеллером.
Вспомнить про них лучше, отправившись на Алеутские Командорские острова, там помимо историко-географических памятников, есть Государственный биосферный заповедник “Командорские острова” с замечательной командой, представившей его возможности на “Певозданной России”. Хоть “Стеллеровой коровы”, обнаруженной Стеллером, изученной и описанной, нет уже, увы!
Наталья Мещерякова
Поддержка ХОРОШИХ ИДЕЙ
Открытые социально-гуманитарные коммуникации
-
Нравится
-